Коротко о четырёх качествах ума по версии Буддизма. Понятия и практика

В Буддийских сутрах мы часто сталкиваемся с четырьмя качествами ума: «каруна» – сострадание, «мудита» – разделение радости, «упекха» – спокойствие и «мета» – активная любовь. На древнем языке буддийских тестов все четыре качества ума объединяются в группу «брахма-вихары», что в обобщённом понимании трактуют, как «превосходное и возвышенное состояние ума». Они стоят в основе буддийской идеологии, являют собой главные принципы эталонного поведению по отношению к окружающему нас миру. С точки зрения практики помогают принимать правильные решения во всех жизненных ситуациях, которые возникают в напряжённые конфликтные моменты и в целом в социуме.

Обладание и без исключений

Брахма не ведает ненависти, злости, агрессии. Его ум избавлен помрачений этими негативными эмоциями. И он обращается к нам с призывом очищать свой ум и сердце и, развивая в себе эти качества, активно медитируя и контролируя своё поведение, становиться равными Брахме.

Каруна –практика сострадания. Наше общество погрязло в страдании и боли. Но чувства людей и их сердца настолько замутнены, что они их не видят. Их зацикленность и сосредоточенность на себе и своей жизни, на своих желаниях делает их лишёнными возможности испытывать к кому-либо сострадание. И пленит собственное эго, и они становятся рабами, которые не осознают собственного заключения. Практика сострадания – это один из основных ключей, позволяющих покинуть эту тюрьму и ослабить диктатуру, которую эго установило над человеком.

Мудита – практика радости, которая помогает искоренению зависти. Она учит нас радоваться вместе с другими людьми и за других людей. Радость усиливается и приумножается, если она разделена с другими. И радостью в целом окутывается вся жизнь практикующего.

Метта – практика любви. Любви без претензий на обладание и без исключений. Той самой любви, когда эго уступает место реальности, уходя на второй план. Сердце открывается перед всем миром и всеми живыми существами, а не только перед теми, кто несёт выгоду или симпатичен.

Упекха – практика невозмутимости и равновесия ума. Мы испытываем очень широкий диапазон эмоций, от сильнейшей радости до глубокого горя. Этому балансированию нет конца и края, мы то и дело срываемся то в одну, то в другую сторону, тем самым выкачивая все соки своих внутренних сил, при этом никак их не восполняя. Разве можно найти опору в этих метаниях, ту, благодаря которой мы будем твёрдо и уверенно стоять на ногах. Разумеется, нет! Но мы можем найти её в непоколебимости, которую необходимо взращивать в себе.

В буддизме отдельным рядом стоят практики и медитации, которые направлены нам в помощь для взращивания в себе всех описанных качеств ума. К примеру практика «Будда медицины» отлично подойдёт для развития сострадания и активной любви. По завершению своей практики йоги, практикующий может мысленно желать добра и счастья всем ныне живущим на планете. Особенную пользу от практики испытают на себе люди, чей профессиональный долг – помогать другим.

Развиваясь духовно и очищая свой разум, мы оказываем огромную помощь как самим себе, так и окружающему миру.